Создавая рекламные материалы для прессы, избегайте слишком частого повторения одинаковых слов в одной части текста, особенно в одном абзаце. “И” и “если” не в счет. Также не в счет намеренные повторения, как слова “счет” в этом предложении. Но к большинству слов это правило имеет отношение. Удивительно, каким пресным может быть повторение слова “однако” в четырех строках подряд. Если это слово повторяется не намеренно, то это небрежность.

В диалогах, однако, повторение является ценным приемом.

Джон: Удивительно, каким пресным может быть повторение таких слов, как “однако”.

Джейн: В первую очередь, я бы назвала не слово “однако”.

Джон: Какое слово ты бы назвала?

Джейн: Я бы назвала “все-таки”.

Джон: Я бы его не назвал.

Джейн: Ты бы не назвал?

Джон: Нет.

Согласен, это не драматург Ллан Эйкборн (Alan Ayckbourn). Тем не менее, повторение слов: “однако”, назвал”, “бы” создает ощущение потока речи, хотя и вымышленного. Реалистичность не является главным требованием для такого диалога. Обычная речь людей построена так, что она мало применима для передачи гениально простых и доступных идей, поэтому не всегда полезно копировать обычные ритмы речи.

Иногда намеренные повторения могут служить цели привлечения внимания. Но грубый прием бессмысленных повторений, когда люди вынуждены запоминать информацию, не так хорош, как использование блестящей идеи.