Как обстоит дело с реальностью в реалистичных немецких рекламных роликах?

• Это реально, когда в рекламном ролике показывают сковородку, на которой толщина пригоревшей еды равна сантиметру?

• Это реально, когда пол блестит, как лед искусственного катка?

• Это реально, когда домохозяйка хлопочет на кухне и при этом одета лишь в тонкую ночную рубашку?

Соответствует ли все это требованиям новизны и простоты? Убедительно ли все это, способна ли такая реклама продавать? Одно ясно: все это недостоверно. Зададим еще несколько вопросов:

• Это реально, когда никто не кашляет, не чихает, никогда не оговаривается, не перебивает собеседника, не оставляет фразу недоговоренной?

• Это реально, когда все галстуки повязаны идеально, ни одна блузка хоть чуть-чуть не выбилась из юбки, все пуговицы застегнуты?

• Это реально, когда семья сидит за обеденным столом, на котором не видно ни крошки, с которого ничего не падает, когда никто из присутствующих никогда не возьмет неправильно ложку, никогда не опрокинет случайно чашку, никогда не поперхнется и никогда не намажет на хлеб слишком толстый слой маргарина?

• Это реально, когда на экране практически невозможно увидеть ни слишком толстых, ни слишком худых, ни слишком низеньких, ни слишком высоких, как невозможно увидеть лысину, оттопыренные уши, длинный нос или морщины?

Незначительные несовершенства - вот что делает реальным реалистичный фильм. Нельзя ждать, что именно в момент съемок ребенок случайно обронит чашку, или закашляется актер, или у актрисы выбьется прядь волос. Задача хорошего режиссера состоит как раз в том, чтобы такие “случайности” происходили именно в момент съемок, более того, они должны быть запланированы. На практике происходит как раз обратное: стоит кому-то криво поставить чашку на блюдце, как тут же дается команда остановить съемку. Случайная оговорка ведет к новому дублю. Такова жизнь! Ведь в очках имеет право играть только Эрих Бёме, а не какой-то “демонстратор товара” в рекламном ролике.

В статьях, написанных искусствоведами, можно встретить утверждение, что актерский талант исполнителя спасает слабую пьесу или фильм. Такой шанс предоставляется и рекламному ролику. Режиссер не может изменить слабый сценарий, но он может и обязан добиться хорошего исполнения от актеров. Если режиссер считает, что тема “не вырисовывается”, то он может попытаться добиться этого с помощью незначительных “несуразностей”, которые делают значительно жизненнее, человечнее любой даже самый сухой материал.

Эти несуразности - как соль в супе, но не сам суп. Варить суп - это задача сценариста. Приправа не заменяет идею.

Как же выглядят идеи, для которых характерна простота, новизна, убедительность и способность продавать товар? Вернемся к началу этой главы и посмотрим примеры решения предложенных тем:

Тема 1:

Автомобиль поднимается вверх по лыжному трамплину.

Тема 2:

Крановщик в кабине своего двадцатиметрового крана. Он показывает свои новые очки и предлагает продемонстрировать, как хорошо он в них видит. С помощью крана он поднимает с земли банку пива.

Тема 3:

Темный экран. Слышно лишь легкое похрапывание. Голос за кадром: “Так выглядит утреннее солнце через жалюзи Luxaflex”.